Глубокая отморозка

  Сeйчaс выдaли всeм стрaнныe суммы «для гaлoчки», чтoбы людям рты зaткнуть и прeкрaтить зaбaстoвку. Крoмe тoгo, пo слoвaм рaбoчиx с Кoтeльнoгo, им пoстoяннo зaдeрживaют зaрплaту. Тoчнoй вeличины зaрплaт мнoгиe рaбoчиe, пo иx зaявлeниям, нe знaют: трудoвыe дoгoвoры с ними нe зaключeны. — Дoгoвoр сoстaвлeн нa 3 мeсяцa, нo из-зa прoблeм с вывoзoм люди сидят пo 6 мeсяцeв. В прeсс-службe Сeвeрнoгo флoтa, для нужд кoтoрoгo и вeдeтся бoльшинствo aрктичeскиx стрoeк, кoммeнтирoвaть ситуaцию oткaзaлись. Пo слoвaм рoдствeнникoв, рaбoчиe с aрктичeскиx oстрoвoв, пo сути, oкaзaлись зaлoжникaми, пoэтoму в сoцсeтяx нaчaли сoздaвaться группы пoддeржки, гдe люди впoлнe рeaльнo oбсуждaют, кaк вывeзти рoдныx нa Бoльшую землю за свой счет. Остается только добавить, что компания «Запсибгазпром-Газификация» входит в группу «ИФК «Метрополь», основанную известным депутатом Госдумы от «Единой России» Михаилом Слипенчуком. По словам представителя «Спецстроя», «в настоящее время ведутся конструктивные переговоры с компанией с целью поиска путей конструктивного выхода из сложившейся ситуации». Но выдали только часть денег, остальные неизвестно сколько и когда ждать, — рассказала «Новой» жена строителя Наталья. Отказ мотивировали тем, что контрактные отношения с рабочими, а также их доставка на берег — дело «Спецстроя» и его подрядчиков, а Северный флот будет отвечать за происходящее на островах лишь тогда, когда примет в эксплуатацию уже законченные объекты. Пока муж был на Котельном, договор так и не дали подписать. На строительстве объекта задействовано более 400 рабочих, и часть из них в середине ноября подали заявление в прокуратуру Булунского района Якутии о многочисленных нарушениях со стороны нанявшей их организации — «Запсибгазпром-Газификация». — На перевалочном пункте в Тикси антисанитарные условия: спят на матрасах без постельного белья, на сутки выдают банку тушенки. Самый крупный проект «арктического щита» — «Северный клевер» на острове Котельный (Новосибирские острова). Отправляясь на Котельный вновь, муж все-таки выбил второй экземпляр, правда, получил его, уже находясь в Арктике. Недавно вертушки Ми-8 забрали 20 человек… Обещали завтра еще отправить, но все в ожидании постоянно, у ребят нервы сдают, — говорит Анна. В июле стали платить, но частями, а в августе выплаты прекратились совсем. Судя по заявлению, рабочие, закончившие вахту на Котельном, вынуждены неделями ждать транспорта на Большую землю на перевалочном пункте в поселке Тикси (административный центр Булунского района). Но и там не выдали и сказали, что зарплата будет всего 70 тысяч. По словам рабочих,  им также задерживали зарплату, а чтобы улететь на Большую землю, строителям даже приходилось брать штурмом вертолеты (см. Голый оклад за август люди получили только в конце октября. Многие жены рабочих обратились в надзорные органы с жалобами. Похожая ситуация сложилась и на другом объекте «арктического щита» — на мысе Шмидта. — Задержки два месяца, звоним в бухгалтерию, всем разную информацию дают, оскорбляют, «психичкой» называют, а как не нервничать, если муж — единственный кормилец в семье, я дома по уходу за ребенком сижу, квартира съемная, кредиты — тут у любого нервы сдадут, — говорит Анна. — После прилета замминистра резво стали раздавать постельное белье в Тикси и начислять зарплату. Правда, на Котельном его не дождались, а встреча прошла на острове Врангеля и Земле Франца-Иосифа, где ведется аналогичная стройка и также задерживают зарплаты. Договариваться с бастующими прилетал замминистра обороны Дмитрий Булгаков. Как говорят вахтовики и их родственники, условия проживания в этом месте — барачные. Несмотря на все проблемы на острове Котельном, Сиразетдинов оценил компанию «Запсибгазпром-Газификация» «как добросовестного подрядчика, который выполняет все работы качественно и в срок. Всем, кого знаю, недодали, мало кого рассчитали полностью, — продолжает Наталья.
Сотни людей, направленные строить военные объекты в Арктике, оказались без еды, денег и возможности выехать на Большую землю
Вложили много собственных средств, привлекли займы. Аналогичная ситуация сложилась и на острове Врангеля. По оценке комиссии, общая строительная готовность объектов составляет 30—32%. В итоге: рабочим пришлось заселиться в аварийный фонд в поселке Ушаковское. «В частности, на данный момент 80 человек из числа сотрудников главка дополнительно направлены на строительство объектов на о. Врангеля, еще 30 человек прибудут на мыс Шмидта на следующей неделе», — сообщил «Новой» заместитель ГУИР Олег Сиразетдинов. Вдруг приезжают какие-то люди и хотят занять это имущество. Их просто не пустили. По итогам стычки ГУИР обратилось к военному прокурору и в полицию. Что касается самих арктических объектов, то, чтобы не сорвать сроки, ГУИР наращивает в Арктике группировку собственных сил. Бригады «Спецстрой-1» прибыли на остров Врангеля и мыс Шмидта и попытались заступить на объект, однако были изгнаны представителями «РусАльянс Строй». Предприятие также намерено внести «РусАльянс Строй» в реестр недобросовестных поставщиков. «РусАльянс Строй» не пустил конкурентов не только на объекты, но и в строительный городок. А потом, когда субподрядчик вкладывается своими средствами, его обвиняют в том, что он сорвал сроки. Заключается договор на меньшую сумму, чем стоят работы. Из 58 объектов строительства передано во временную эксплуатацию 6, со значительными нарушениями проектных и технологических решений, замечаниями и недостатками. Произошло это из-за того, что в процессе строительства был выявлен ряд работ, не предусмотренных изначальной сметой. Алиса КУСТИКОВА,«Новая газета» в Санкт-Петербурге» — Было выявлено несоответствие фактически выполненных работ проектной и рабочей документации. — Есть предположение, что это такая схема. Контракт на 1,8 млрд рублей ведомство оставило за собой, а 2,5 млрд рублей получила компания «Спецстрой-1». — Мы рассчитывали, что будет заключены договоры по дополнительным объемам. Подают в суд иск, что он должен денег и привлекают на его место другую компанию. Соответственно, все ресурсы, которые вложил предыдущий подрядчик, фактически свободны, — говорит Звягина. Появление нового субподрядчика привело к столкновениям на арктических объектах. В ГУИР говорят, что по данным проверки, «РусАльянс Строй» потратил на строительные работы только 1,1 млрд рублей, в итоге контракт с компанией расторгли в одностороннем порядке. И в этом случае договор был заключен как с единственным поставщиком, без конкурса. «Спецстрой-1» был создан еще три года назад, однако получать подряды от структур Минобороны компания начала только в этом году: всего за неделю 2015 года, с 24 августа по 1 сентября, фирма заключила контракты на 5,4 млрд рублей. «РусАльянс Строй» в свою очередь полагает, что это государственное предприятие пытается присвоить себе результаты выполненных работ.
Кроме того, на некоторых объектах случились столкновения бригад разных подрядчиков, нанятых государственными предприятиями для арктической стройки. «Новая газета» поговорила со всеми участниками этого конфликта, чтобы выяснить, что на самом деле случилось на стратегической стройке в Арктике и почему заложниками этой ситуации оказались обычные люди и их родственники. Им приходилось по полтора месяца ждать в Арктике, пока их заберут на Большую землю. В некоторых случаях чуть ли не штурмом брали вертолеты.  Остров Врангеля, мыс Шмидта Однако почти на всех объектах рабочие столкнулись с одинаковыми проблемами. Стороны также обвиняют друг друга в неэффективном расходовании миллиардов бюджетных рублей. По словам оставшихся на материке родственников гражданских специалистов, нанятых на эти стройки, люди месяцами не видели не только денег, но и нормальной еды. Строители арктических объектов жалуются на невыплату зарплат и голод. Масштабные проекты по расширению военного присутствия России в Арктике привели к скандалу, который может затмить печально известную историю строительства космодрома «Восточный».
Олег Сиразетдинов, заместитель начальника ГУИР, рассказал «Новой», что управление даже «взяло на себя часть функций субподрядчика, в том числе по отправке работников ООО «РусАльянс Строй», отработавших вахту, на Большую землю». В подтверждение Смагин приводит результаты проверки Регионального управления заказчика капитального строительства Восточного военного округа: Весь октябрь «РусАльянс Строй» вела переговоры со «Спецстроем», чтобы выделить борт для вахтовиков. По версии компании, причина конфликта — «фактическое противодействие» в вывозе людей со стороны ГУИР. Но почему возникла проблема с вывозом людей? Но эта перевахтовка тоже не обошлась без столкновений. В ГУИР с этими претензиями не согласны. — То документы неправильно оформлены, то вертолетов нет. Впрочем, как удалось выяснить «Новой», причина спора частной компании и государственных структур, заложниками которого стали строители в Арктике, — непонятно куда девшиеся миллиарды бюджетных рублей. 22 октября согласие было наконец получено, но установилась нелетная погода, и строители провели в Арктике еще две недели. Первый вертолет не вместил всех рабочих — за места едва не началась драка. В итоге с мыса Шмидта и острова Врангеля людей начали эвакуировать только 12 ноября.
Остров Котельный
Кроме того, всплыла еще одна интересная деталь: в командировочных удостоверениях строителей, которые продолжали на тот момент ждать борта в Арктике, чьей-то заботливой рукой была проставлена дата убытия с объекта — 13 сентября. А заложниками этого конфликта стали рабочие. Работы должны завершиться к концу 2015 года. Как утверждают работники, «РусАльянс Строй» до сих пор не расплатился с ними за сентябрь и октябрь. «РусАльянс Строй» и до «арктического щита» не раз получала контракты от различных структур «Спецстроя», но в 2015 году отношения между частной компанией и государственным агентством неожиданно испортились.  ОБРАТНЫЙ РЕЙС В вертолет удалось попасть 12 рабочим. Именно эта структура заключала контракты на выполнение работ с частными компаниями-субподрядчикми. Причем оба контракта компания получила без конкурса, как единственный поставщик. Общая сумма контрактов, отданная на откуп субподрядчиками, составила более 9 млрд рублей. Строители просто залезли в вертолет и отказались вылезать. — возмущались в разговоре с «Новой» родственники строителей в начале ноября. Один из совладельцев «РусАльянс Строй» — Константин Эккерт, служивший до 2009 года в Министерстве обороны, а с 2013 года — советник вице-президента «Роснефти». — Они все там съели, остались только консервы и крупы. Был скандал, улетали с боем, — рассказал «Новой» один из свидетелей «боевой перевахтовки», геодезист Сергей Воронков. Но когда прилетел борт Минобороны, военные, сославшись на указание сверху, заявили, что гражданских вывозить не будут. Военные объекты в Заполярье начали возводить после того, как в феврале 2013 года была принята военная стратегия развития арктических территорий. Вертолет прилетел за ними только через полтора месяца. В сентябре 2015 года 40 строителей должны были улететь с мыса Шмидта. По словам сотрудника «РусАльянс Строя» Сергея Воронкова, задолженность перед ним составляет 249 тысяч рублей.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.