Несмотря на эпидемию и карантин, стройотрасль устояла

1204635cf434c25fba24036725f4e8f3


Стрoитeльный сeктoр всeгдa чуткo рeaгируeт нa уxудшeниe экoнoмичeскoй кoнъюнктуры в стрaнe. Oднaкo сeгмeнты oтрaсли мoгут вeсти сeбя пo-рaзнoму, в зaвисимoсти oт xaрaктeрa кризисa и другиx oбстoятeльств.

В прoшлoм гoду внутрeнниe прoблeмы и пaндeмия кoрoнaвирусa oбрушили динaмику жилищнoгo стрoитeльствa. Нa этoм фoнe нaчaтaя в мaртe 2020 г. прoгрaммa «Бoльшoe стрoитeльствo» смoглa расправить пoкaзaтeли инфрaструктуры и в мeньшeй мeрe — нeжилoгo стрoитeльствa.
В итoгe в прoшлoм гoду oбъeм выпoлнeнныx стрoйрaбoт увeличился нa 4% (в 2019 г. — нa 23,6%). Oтрaсль смoглa иссякнуть в «плюс» лишь в кoнцe 2020 г.
Eсли в 2019 г. нa жилищнoe стрoитeльствo сильнo пoвлияли двoйныe выбoры и пaдeниe «Укрбудa», тo 2020 г. oтмeтился спaдoм в экoнoмикe, вeсeнним лoкдaунoм, руxнувшeй «Aркaдoй» и прoвaлoм рeфoрмы ГAСИ.
В прoшлoм гoду сeгмeнт пoкaзaл пaдeниe срaзу нa 18,5%, дo 28,4 млрд. грн. Тoгдa кaк в 2019 г. был рoст нa 4,8%. Oбъeмы жилищнoгo стрoитeльствa нaчaли сoкрaщaться с мaртa 2020 г. и нe вoсстaнoвились дaжe пoслe выxoдa с лoкдaунa. При этoм, xoтя чaсть стрoeк прoстaивaлa вo врeмя кaрaнтинa, пo eгo зaвeршeнии работы получи большинстве объектов возобновились. Таким образом, разрешается ожидать и существенного снижения объема ввода в эксплуатацию жилья. Сии данные Госстат предоставит попозже.
«Строятся ли новые на дому? Да! Однако меньше, нежели в предыдущем году. Главное квестура статистики в Киеве еще малограмотный опубликовало результаты 2020 г., а, думаю, стоит ожидать антирекорда. Вслед за первые три квартала 2020 г. приняли в эксплуатацию не (более 254,1 тыс. кв. м жилья. Сие на 41% меньше, нежели за аналогичный период 2019 г.», — отмечает Ангеля Деревлева, директор по маркетингу и продажам «Горжилстрой».
Влиятельный удар по показателям жилищного строительства нанесла фактическая блокировка работы ГАСИ. Одни застройщики без- могли получить разрешительную документацию держи строительство, а другие — ввести объекты в эксплуатацию.
«Доколе ГАСИ не станет рабочим органом с понятной процедурой приема документов, экспертизы и выдачи сертификатов соответствия, задержки в сроках ввода объектов в эксплуатацию неизбежны. И сие негативно сказывается на работе рынка. Думаю, кое-что в этом году львиную долю предложения составят проекты, выполнение которых стартовала в период «перепроизводства» — в 2017-2018 гг.», — подчеркивает Гелина Деревлева.
С марта в стране должна срубить капусты госпрограмма «Доступная ипотека» со ставкой накануне 7%. Также до июня в Кабмине обещают пустить в ход новую программу финансового лизинга и ипотеки еще под 5%. Таким образом, программу льготной ипотеки в Украине пытаются засунуть через год после альфа и омега системного кризиса экономики. Такую «стремительность» сложно назвать приемлемой чтобы принятия управленческих решений. Посередине тем, подобные программы в других странах показали свою непроизводительность для оживления строительного рынка.
Дотоль Татьяна Маркова, директор департамента продаж и маркетинга ХК «Киевгорстрой», отмечала, как наиболее противоречивым в проекте программы льготной ипотеки выглядит носовожденье зафиксировать низкие ставки в стрежень всего срока действия кредитного договора. Минуя того, программа ограничивается бюджетниками, переселенцами, молодыми семьями и нуждающимися в улучшении жилищных условий. Сии категории населения вряд ли разрешается назвать целевой аудиторией угоду кому) крупных, хотя и льготных кредитов. Иными словами, учитывая невзгоды в работе ГАСИ и общую ситуацию в экономике, прорыва в объемах строительства жилья в этом году поджидать явно не приходится.
Невзирая на снижение объемов нежилого строительства держи 2,7%, до 50 млрд. грн., разэтакий результат по итогам кризисного 2020 г. имеется возможность считать неплохим. Хотя в 2019 г. кинетика этого сегмента рынка показала обострение сразу на 30,3%.
Показатели сегмента начали слабеть с марта 2020 г. по причине карантина. Так из-за того, точно многие инвесторы при реализации своих новых проектов заняли выжидательную позицию, V-иконный динамики восстановления не получилось. Совершенно старались максимально закончить уж начатые проекты. Тем далеко не менее, динамику сегмента выборочно поддержала программа «Большое организация», в рамках которой в 2020 г. было построено (достроено, реконструировано) 114 школ, 100 детских садов и 101 судейский объект. Изначально программа предполагала охват в соответствии с 100 объектов всех категорий.
Карантинные ограничения повлияли в спрос со стороны арендаторов получай офисном рынке. В Киеве свободность увеличилась с 6,5% в декабре 2019 г. раньше 11,7% в конце 2020 г., а арендная гонорар за офисы премиум-класса снизилась побольше чем на 10%.
В 2020 г. девелоперская натиск на рынке офисной недвижимости Киева оставалась высокой. До данным компании Cushman & Wakefield в Украине, приглашение новых офисных помещений составило окрест 88,5 тыс. кв. м GLA (площади, доступной исполнение) аренды). Это на 15% в меньшей степени, чем в 2019 г., но почти что вдвое больше показателей 2017-2018 гг.
Долее) (того к концу 2020 г. общий размах офисных помещений в Киеве составил под 2,1 млн. кв. м GLA. Оный показатель не учитывает жилище госучреждений и офисных зданий, построенных компаниями по 2000 г. для собственного использования.
«В ориентация 2019 г. и в первом квартале 2020 г., предварительно введения карантинных мероприятий, связанных с COVID-19, девелоперы демонстрировали большую доверие в коммерческом потенциале рынка офисной недвижимости в Киеве сверху фоне относительно высокого спроса со стороны арендаторов, низкого уровня вакантности и повышения арендных став на офисные помещения», — отмечает Марфа Костюк, руководитель департамента аналитики и консалтинга соответственно вопросам девелопмента Cushman & Wakefield в Украине.
Душа в душу оценкам Cushman & Wakefield, за состоянию на январь в Киеве строится окрест 160 тыс. кв. м новых офисных площадей, которые могут лежать введены в эксплуатацию в течение следующих 12 месяцев. Чем) в 2021 г. в Киеве запланирован введение в эксплуатацию 13 бизнес-центров может ли быть их очередей общей площадью 246 тыс. кв. м.
До информации ProfiDOM.com.ua, сегмент торговой недвижимости первым попал подина удар карантина. Многие магазины и зоны ТРЦ были закрыты. Спустя время, в ноябре 2020 г., последовал приближенно называемый карантин выходного дня, а вот и все локдаун с 8 по 24 января.
Тем мало-: неграмотный менее, по оценкам НБУ, точно по этому сегменту коронакризис ударил не так, чем по офисам. Этому способствовали увеличение доходов и гибкость карантина, а сильно пострадал сегмент развлечений. Около этом вакантность на рынке выросла нате 5,4%, а среднесуточная посещаемость в торговых центрах снизилась получи 25-40%.
По словам Катерины Весны, руководителя департамента агентских и консультационных услуг в сфере торговой недвижимости Cushman & Wakefield в Украине, в крупных городах новое фраза в 2020 г. составило около 113,5 тыс. кв. м GLA, вдобавок больше торговых центров планируется к вводу в эксплуатацию в 2021-2022 гг.
Т. е. отмечает Константин Олейник, душа департамента стратегического консалтинга компании UTG, в 2021 г. в Киеве планируется изобретение не менее трех ТРЦ общей площадью 147,5 тыс. кв. м GLA, а в Харькове — двух держи 122 тыс. кв. м GLA. Планируются открытия и в других городах.
«Ты да я не исключаем, что кусок проектов все же перенесет расстегивание на 2022 г. Это в первую караван касается мегамоллов, которые расположены в локациях с высокой конкуренцией. В свою очередь мы предполагаем, что кое-какие проекты изменят концепции в сторону уменьшения развлекательной и трофический зон», — добавляет Екатерина Весна.
Общей характеристикой чтобы сегментов офисной и торговой недвижимости отсюда следует то, что инвесторы ведут учреждение крупных объектов без привлечения кредитных средств. Сие повлияло на то, что-нибудь проекты в высокой стадии готовности будут достроены каждый встречный и поперечный ценой, работы на них безвыгодный останавливались даже во дата карантина.
«В основном сейчас положено по штату строительство объектов, начатых перед локдауна, а новые крупные проекты инвесторы настоящее) время не начинают, занимая выжидательную позицию. Ты да я видим, что количество запросов возьми строительство новых объектов уменьшилось бери 30% по сравнению с прошлым годом», — говорит Андрюша Озейчук, директор компании Rauta.
Около этом реализация части запланированных проектов с минимальной готовностью может составлять отложена. Те же, кое-что находятся на стадии концепции, к тому идет, буду пересмотрены.
«Стремительно ухудшается эксплуатация морально устаревших, теряющих признание объектов с концептуальными недостатками, а равным образом новых, не успевших наработать устойчивую посещаемость и благонамеренность покупателей. Рынок ждет вынужденная преобразование, редевелопмент, реконцепция — собственники торговых центров сделано приступили к комплексной модернизации, а комплект владельцев запланировал масштабные изменения», — подчеркивает Костюра Олейник.
Складская недвижимость полегче всех переживает текущую экономическую ситуацию. Сей сегмент не только безлюдный (=малолюдный) пострадал, но и в связи с ростом онлайн-торговли приобрел новые планы на будущее. По данным Alterra Group, объединение итогам 2020 г. вакантность складов в Украине составила 5,5%, возле этом в киевском регионе — 2,2%. Валовое абсорбция в прошлом году снизилось в киевском регионе для четверть, до 130 тыс. кв. м, а в среднем по части Украине — на 5%, накануне 200 тыс. кв. м.
Как по команде данным компании, новое рекомендация на рынке складов в Украине в 2021-2022 гг. составит сильнее 364 тыс. кв. м. Курьезно, что в лидерах — Львовская плоскость, где планируется ввод в эксплуатацию сбоку 200 тыс. кв. м. В Киеве запланировано внесение складов площадью 71,4 тыс. кв. м, которые прогнозировались вторично в предыдущие два года. Драйверами роста спроса и в дальнейшем будут почтовые и логистические компании.
Строительная область вышла в «плюс» в 2020 г. не более чем благодаря инфраструктуре, рост в которой составил разом) 14,8% (в 2019 г. — 27,7%), поперед 120,6 млрд. грн. Драйвером инфраструктуры из чего можно заключить «Большое строительство» и, в частности, трата на автодороги, где кубатура стройработ составил 61,8 млрд. грн. Логичный тренд на рост наблюдается особенно с апреля 2020 г.
Инвестиции в инфраструктуру сыграли важную значение в восстановлении экономик разных стран таблица. Национальный банк Украины оценил буксир увеличения в 2020 г. госрасходов получай дорожную инфраструктуру на ВВП в 1,4-1,5%. Ряд Ukraine Economic Outlook оценила инфекция инвестиций в «Большое строительство» объемом 136 млрд. грн. в 156 млрд. грн. косвенного роста других отраслей и 120 млрд. грн. ВВП в строительстве. В общих чертах, при выпадении этой программы с внутреннего спроса, падение реального ВВП в 2020 г. могло построить 8-9% против предполагаемых теневая сторона 5%.
Перспективы строительной отрасли в текущем году (бог) велел связывать, пожалуй, только с ростом в инфраструктуре и умеренной динамикой в нежилом строительстве.
«Вопреки на выжидательную позицию многих инвесторов, крупные компании, которые стратегически смотрят получи и распишись развитие в Украине, все равняется продолжают инвестиционную деятельность, в фолиант числе в формате строительства новых объектов недвижимости», — поясняет Андрэ Озейчук.
В первом квартале указатель деловой уверенности строительной отрасли вырос чудо) как незначительно. Однако это связано с тем, в чем дело? зима для строителей традиционно — «маловыгодный сезон». Участники рынка будто бы, что обеспечены работой нате четыре ближайших месяца.
«По мнению результатам 2020 г. доля строительства в ВВП, значит(ь), выросла до 2,9% сообразно сравнению с 2,7% в 2019 г. Сие все еще существенно подальше, чем средний показатель в Йес (5%), — резюмируют в инвесткомпании ICU. — Учитывая существенную недоинвестированность отечественной экономики, в частности, в транспортной инфраструктуре, в ближайшие годы позволительно прогнозировать опережающий рост объемов строительства. В этом году наша сестра ожидаем, что государственные капиталовложения в инфраструктуру останутся на высоком уровне 2020 г., а круг обязанностей основного драйвера роста объемов строительства перейдет к частному сектору, в частности, сообразно направлениям развития систем логистики и новых промышленных сооружений ГМК».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.