ТРЦ готовятся к худшему


Eщe гoд нaзaд дeвeлoпeры плaнирoвaли пoстрoить пoлтoрa дeсяткa ТРЦ oбщeй плoщaдью пoд миллиoн квaдрaтныx мeтрoв, a сeгoдня нe знaют, гдe возьми хоть дeньги, чтoбы пeрeкрыть убытки рaбoтaющиx.

Oдин изо крупнeйшиx ТРЦ в Укрaинe Lavina Mall oтчитaлся o 248 млн. грн. убыткoв зa три квaртaлa. Зa тoт жe пeриoд прoшлoгo гoдa чистaя увеличение кoмпaнии сoстaвилa 116 млн. грн. В нeпрoстoй кoрoнaвирусный гoд eй пришлoсь пoчти вдвoe увeличить крeдитный пoртфeль — дo 2,37 млрд. грн.
Oбoрoты киeвскиx ТРЦ в пeриoд кaрaнтинa упaли нa 70%, рaсскaзaл Liga Aлeксaндр Чeрницкий, глaвa прaвлeния группы Mandarin Plaza, управляющей ТРЦ Lavina Mall, Blockbuster Mall, Ocean Mall и другими проектами Вагифа Алиева.
«Lavina Mall — пионер региональный ТРЦ в Украине, его финансовое место — некий индикатор: рынок штормит, безвыездно несут колоссальные убытки», — говорит чартист консалтинговой компании SV Development Серый Костецкий.
Год для ТРЦ начинался удачно. По уровню насыщенности торговыми площадями бери 1 тыс. жителей Киев обогнал главные торговые столицы (619,9 кв. м) — Москву, Санкт-Ленинград, Софию и ряд городов Восточной Европы, рассказывает Костюня Олейник, руководитель департамента стратегического консалтинга Украинской торговой гильдии.
Вслед за последние два года в столице открылось семь ТРЦ, задним числом комплексной реконструкции перезапустились единаче девять, вспоминает аналитик Colliers International Готя Заболоцкий. Девелоперы строили амбициозные ожидание на ближайшую пятилетку.
В марте с появлением COVID-19 и введением жесткого карантина хана изменилось. Сейчас ТРЦ оказались вперед фактом — рынок не может стрескать объем предложения, клиенты неважный (=маловажный) спешат в магазины, а арендаторы далеко не могут платить.
ТРЦ недополучили больше 5-7 млрд. грн. арендных платежей. А магазины, работающие в офлайне, просели в товарообороте в более чем 40-55 млрд. грн., рассказывает Артем Шлапак, патрон клуба торговых центров Malls Club, объединяющего управляющих паче 30 ТРЦ, среди которых киевские Ocean Plaza, Gulliver, ЦУМ, Retroville и оставшиеся.
Проблемы, с которыми сейчас сталкиваются столичные ТРЦ, условно разделены нате три группы.
Проблема №1. Больные точки ТРЦ — якорные операторы сдают позиции. Киносети и операторы развлекательного сегмента — якорные арендаторы ТРЦ, они формируют основные потоки посетителей, рассказывает Заболоцкий. Хотя чувствуют они себя (сих хуже всех, учитывая до чертиков низкие результаты работы дальше рестарта. До сих пор приставки не- работает часть детских развлекательных центров и боулингов, с ограничениями работают кинотеатры и рестораны. Убавление посещаемости негативно влияет получи товарооборот соседних арендаторов.
Тем безвыгодный менее, ТРЦ стараются соблюсти якорных арендаторов, так (то) есть те формируют имидж комплекса, отмечает Ромуля Герасимчук, директор консалтинговой компании City Development Solutions.
Закавычка №2. Скидки для арендаторов. После введения жесткого карантина, в марте, арендные ставки в лучших ТРЦ доходили впредь до $80/кв. м в месяц, рассказывает Заболоцкий. А ограничения во время карантина больше чем на два месяца имеет принципиальное значение повлияли на финансовое обстоятельства ритейлеров. ТРЦ были вынуждены шествовать навстречу арендаторам и снижать ставки в среднем получи 15%, индивидуальные скидки часом могут достигать и 50-100% в зависимости через истории взаимоотношений, рассказывает Герасимчук.
Точки притяжения в ТРЦ — фудкорты и зоны развлечений, ровно правило, платили в разы слабее, чем ритейлеры.
«С финансовой точки зрения дозволено было бы отказаться ото них в пользу ритейлеров, приблизительно как они платят свыше даже с учетом скидок. Так, во-первых, непросто ликвидировать договоры, а, во-вторых, сие еще больше оттолкнет посетителей с ТРЦ», — отмечает Костецкий.
Задача №3. Низкая платежеспособность клиентов. Нет слов время карантина клиенты отказываются с праздного посещения ТРЦ, зато растет испытание на онлайн-покупки, идеже можно найти товары меньше.
«Кроме очевидного снижения спроса и т. е. такового желания совершать покупки, появилось резкое купюра новых заказов коллекций у бешено многих ритейлеров. А это — запертый круг. Нечего продавать — некому разметать», — рассказывает Черницкий.
В июне указатель потребительских настроений в торговых центрах составил 65,1 пунктов с 100 — самый низкий барометр с декабря 2018 г.
По информации ProfiDOM.com.ua, раньше конца года операторы ТРЦ будут мониторить ситуацию, ценить свой ущерб и перспективы дальнейшего развития, рассказывает Заболоцкий изо Colliers. Ритейлеры — думать, равно как жить дальше: закрывать ли слабые магазины в следующем году.
Скоренько всего, рынок будет простираться по сценарию планомерной ротации арендаторов, затем чтобы не допустить роста вакантности в ТРЦ побольше 10-12% в отдельно взятых проектах.
«Навык прошлых кризисов продемонстрировал — в случае доход арендаторов и роста вакантности после 30% ТРЦ становится чуть ли не неуправляемым. При такой нестабильности некоторые операторы просто будут выступать из ТРЦ или выдвигать новые выгодные про себя условия. Поэтому мыслимый максимум вакантности — 10% в линия месяца или двух», — объясняет Заболоцкий.
В июне незанятость в столичных ТРЦ, по данным Colliers, достигала максимальных 10,7% (последние доступные факты), но с тех пор пропорция вырос за счет открытия новых проектов, которые неважный (=маловажный) успели собрать пул арендаторов. ТРЦ Blockbuster Mall и ТРЦ Retroville начали подвизаться только в 2020 г. Без учета сих проектов уровень вакантности в первом полугодии был не — около 6%. Тем невыгодный менее, ни один ТРЦ без задержки не будет покидать рыночек, несмотря на вакантность и убытки.
«Классических уходов ТРЦ с рынка я никак не припомню. Реконцепции случались. Показательным был иносказание ТЦ «Караван», в 2014 г. возлюбленный терял посещаемость, продажи и, вдоль итогу, изменил формат держи outlet в 2019 г.», — рассказывает Заболоцкий.
У ТРЦ немерено запаса прочности, чтобы (пере)носить убытки минимум лет пяточек, считает Костецкий из SV Development.
«Сиречь правило, это не только и свету в окошке источник доходов владельцев», — добавляет возлюбленный.
Торгово-развлекательные центры, поскорее всего, будут увеличивать пластиковый портфель для перекрытия текущих затрат, считает Герасимчук. До Новым годом можно стоять на повестке дня роста активности покупателей, последние двушник месяца будут на руку собственникам ТРЦ, говорит чартист, но только в том случае, буде не повторится жесткий изоляция.
«Локдаун приведет к катастрофическим последствиям. Надеемся держи лучшее, но готовимся к худшему», — содержит Черницкий.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.